Написать нам

Что известно о «глобальном налоге» для транснациональных компаний и с чего все началось? Обзор главной налоговой инициативы последних лет

Главная / Новости / Что известно о «глобальном налоге» для транснациональных компаний и с чего все началось? Обзор главной налоговой инициативы последних лет
 

Тема №1 в информационном поле относительно налогов — новая глобальная инициатива по установлению минимального уровня налогообложения транснациональных компаний. Отечественные СМИ говорят только об одном аспекте будущего соглашения ОЭСР – о минимальном 15% налоге на доходы международных гигантов, однако идея гораздо глубже, она создает механизм, благодаря которому юрисдикции смогут получить налоги с тех доходов, которые компании получили на их территории. К тому же, события разворачиваются настолько быстро, что уже скоро мы увидим первый вариант глобального соглашения, которое точно изменит мировую налоговую архитектуру.

Активная фаза реализации идеи глобального налога началась 20 мая 2021 года, когда Министерство финансов США предложило установить мировой налог на прибыль корпораций в размере не менее 15%. Предложение сделано в рамках переговоров по модернизации международной налоговой архитектуры, которые провели страны G20 и Организация экономического сотрудничества и развития.

Министр финансов США Джейн Эллен отметила, что такой шаг «положит конец налоговой конкуренции», а также нивелирует негативные последствия грядущего повышения корпоративных налогов в США, которые при президентстве Дональда Трампа снизились с 35% до 20%, а сейчас будут снова повышены.

5 июня 2021 года министры финансов стран Большой семерки (G7) достигли согласия относительно будущего минимального налога для крупных международных корпораций, который планируется установить на уровне не менее 15 процентов.

11-13 июня 2021 года лидеры стран «Большой семерки» на саммите в английском городе Карбис-Бэй, также приняли решение о введении общей 15% ставки минимального налога на доходы корпораций. Об этом они сообщили в совместном коммюнике после саммита. В частности, в сообщении говорится:

«Нам нужна налоговая система, справедливая во всем мире. Мы поддерживаем историческое решение, принято G7 5 июня. Мы продолжим дискуссию, чтобы достичь консенсуса по глобальному соглашению о справедливом распределении налоговых прав и о глобальном минимальном налоге, по меньшей мере, в 15 процентов для каждой страны, через рамочное соглашение, разработанное G20 / OECD, и надеемся на достижение согласия на июльской встрече министров финансов и руководителей центральных банков G20. Этим решением мы сделали значительный шаг к созданию более справедливой налоговой системы, пригодной для 21 века, и которая завершит 40-летнюю гонку уступок. Наше сотрудничество создаст равные условия, и это поможет всем странам увеличить налоговый доход для поддержки инвестиций, а также приведет к борьбе с уклонениями от уплаты налогов ».

1 июля 2021 Организация экономического развития и сотрудничества опубликовала совместное заявление 130 стран-подписантов рамочного соглашения BEPS, которые поддержали глобальную налоговую реформу, состоящую из двух компонентов (Two Pillars).

Компонент 1 предусматривает предоставление возможности «юрисдикции сбыта» получить налоги с доходов транснациональных компаний, чей годовой оборот по всему миру превышает 20 млрд. евро. Ожидается, что через 7 лет после вступления в силу новых правил этот порог будет снижен до 10млрд.

В документе в общих чертах описывается механизм, по которому страны смогут обложить доход транснациональных компаний, полученный на их территории. Согласно заявлению, в будущем соглашении будет введено понятие «связи» компании с юрисдикцией, которая будет возникать при валовой прибыли компании более 1 миллиона евро, полученной на территории этой страны. Однако при условии, что рентабельность компании в этой стране выше 10%. Интересно, что для стран, ВВП которых не превышает 40 миллиардов евро, показатель «связи» установлен на отметке в 250 тысяч евро.

Также известно, что компании смогут переносить убытки на следующие налоговые периоды, финансовые показатели компаний будут определяться на основе отчетности о доходах и убытках (P & L — profit and loss). Кроме того, будущее соглашение заменит собой цифровые налоги, которые уже действуют в некоторых странах.

Компании, которые работают в области регулируемых финансовых услуг, добывающие компании и нефтегазовые компании не подпадают под действие новых правил.

Компонент 2 предусматривает введение Global anti-Base Erosion Rules (GloBE) и установить минимальную ставку налога в размере 15% на доходы материнской компании транснациональной группы с оборотом более 750 млн. евро. При этом правила потребуют дополнительно облагать низконалоговые доходы дочерних компаний и не позволят вычитать с базы налогообложения доходы дочерних компаний в низконалоговых юрисдикциях.

Под действие GloBE rules не попадут компании международного судоходства.

Если коротко, то компонент 1 — это о механизме распределения налогов между юрисдикциями, где работают международные компании, а компонент 2 — это об установлении минимального налога в размере 15% на доходы материнских компаний.

10 июля 2021 стало известно, что на встрече в Венеции министры финансов стран «Большой 20-ки» поддержали предложение ОЭСР о введении минимального налога для транснациональных компаний.

Кто выступил «за»

Риши Сунак, министр финансов Великобритании по результатам саммита «Большой семерки» в июне 2021 заявил, что Большая семерка согласилась создать глобальную налоговую систему, которая была бы «приспособленной к мировой цифровой эре». Он отметил важность обеспечить ее справедливость, а именно: чтобы «соответствующие компании платили нужный налог в нужных местах».

Министр финансов Германии Олаф Шольц назвал принятое решение «историческим», а также назвал его «налоговой революцией».

А министр финансов Франции Бруно Ле Мэр заявил, что 15 процентов — это минимум. По его словам, Франция хочет «более амбициозного уровня налогообложения».

Поддержали такое предложение также и в МВФ.

Кто против?

На идею введения глобального налога негативно отреагировали некоторые члены ЕС, в частности Люксембург, Венгрия, Польша и Ирландия. Министр финансов Ирландии Паскаль Донахью заявил, что Ирландия собирается очень активно участвовать в работе ОЭСР, и он надеется, что «может быть достигнута договоренность, которая признает законной роль налоговой конкуренции для малых и средних экономик».

Ранее Донохью заявлял, что если глобальный налог начнет действовать, Ирландия может потерять около 20% своих доходов от корпоративного налогообложения.

А министр финансов Польши Тадеуш Кощинський заявил, что Польша поддержит глобальный корпоративный налог, но только в том случае, если он не будет мешать ей привлекать международных инвесторов, предлагая налоговые льготы.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вообще назвал инициативу по установлению глобального минимального налога «абсурдом» и сказал, что его правительство, если инициатива будет реализована, будет вынуждено рассмотреть «план на случай чрезвычайной ситуации».

Кроме того, заявление от 1 июля не подписали такие страны как Кипр, Венгрия, Ирландия.

Что дальше

Согласно плану, уже осенью будет разработан проект глобального соглашения по двухкомпонентному решению, а сама сделка будет открыта для подписания с 2022 года, а заработает а заработает она с 2023.

Комментрии(0)

Оставить комментарий