С 1 декабря 2019 года в Украине начинает действовать многосторонняя MLI-конвенция. Она создана для того, чтобы страны могли изменять существующие международные договора об избежании двойного налогообложения без заключения новых соглашений, в автоматическом режиме, без лишних хлопот. Это в теории. На деле – все не так безоблачно и гладко, как может показаться на первый взгляд: забегая наперед скажем, что имплементация документа не означает, что все договора тут же будут соответствовать положениям конвенции и изменятся в соответствии с современными требованиями. Да и не все положения этой самой конвенции страны обязаны выполнять. В чем «соль» MLI конвенции, которая заработает в Украине уже чуть более чем через месяц – читайте в нашем материале.
Что такое MLI конвенция
Полное название документа – «Многосторонняя конвенция о выполнении мер, касающихся соглашений о налогообложении, в целях противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения». Конвенция является частью большого «плана BEPS» — пакета мер, направленных на борьбу с перемещением доходов и размытия налоговой базы. По состоянию на 18 октября 2019 года 89 стран подписали конвенцию MLI, из них только 36 ее ратифицировали (список государств можно посмотреть здесь).
В чем суть?
В конвенции не прописаны конкретные ставки или хотя бы рекомендации к размеру налогов, которые государства могут устанавливать в двусторонних договорах. Такой подход противоречит политике Организации Экономического Сотрудничества и Развития, идейного вдохновителя всех современных налоговых изменений. В одном из интервью финансовый комиссар ЕС Пьер Московичи сказал, что суть деоффшоризации не в том, чтобы во всех странах установить одинаковые ставки налогов, а в том, чтобы унифицировать подходы к налогообложению и сделать невозможным уход от налогов.
Как работает конвенция?
После ратификации конвенции, каждая страна передает на хранение депозитарию (им выступает секретарь Организации Экономического Сотрудничества и Развития) ратификационные документы и список договоров, к которым эта юрисдикция планирует их применять. В случае с Украиной, в теории конвенция может изменить 76 договоров об избежании двойного налогообложения, их список доступен на сайте Верховной Рады.
Кроме того, депозитарию передается список «оговорок» — особенностей применения страной положений конвенции. Дело в том, что каждая страна, подписавшая и ратифицировавшая конвенцию, оставляет за собой право применять некоторые ее статьи не в полном объеме к своим договорам об избежании двойного налогообложения. В частности, Украина оставила за собой право не применять к своим договорам в полном объеме следующие статьи Конвенции:
Статья 3 «Фискально-прозрачные лица»;
Статья 4 «Лица, являющиеся резидентами двух юрисдикций»;
Статья 5 «Применение методов устранения двойного налогообложения»;
Статья 8 «Операции по переводу дивидендов»;
Статья 11 «Применение договоров о налогообложении для ограничения прав Стороны относительно налогообложения своих резидентов»;
Статья 17 «Соответствующие корректировки»
Что же тогда изменит конвенция?
В то же время, есть положения конвенции, которые в Украине заработают в обязательном порядке, к ним относятся:
- Тест основной цели операции (test purpose);
Согласно этому правилу, Украина сможет отказать лицу в налоговых льготах, если у контролирующих органов будут основания считать, что получение такой выгоды и было основной (или одной из основных) целей совершения операции. Первыми под подозрение попадут те контрагенты, которые не имеют экономического присутствия в стране регистрации (Substance).
В конвенции об этом сказано так: «любые налоговые льготы, предусмотренные двухсторонними договорами об избежании двойного налогообложения, не будут применяться в отношении любого типа дохода или капитала в случае если, на основании анализа всех имеющихся фактов и обстоятельств можно разумно предположить, что получение налоговой выгоды было одной из основных целей договоренности или транзакции, которая прямо или опосредованно привела к получению такой выгоды, за исключением тех случаев, когда предоставление права на такую выгоду соответствует предмету и цели заключенного договора об избежании двойного налогообложения».
- Изменения к определению «постоянного представительства»;
К определению «постоянного представительства» вносится ряд изменений, основной целью которых является противодействие искусственным уходам от признания наличия постоянного представительства. В частности, согласно изменениям, «хранение запасов товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту, исключительно с целью переработки другим предприятием» и другая подобная деятельность не будет создавать постоянное представительство только при условии, что такая деятельность нерезидента подготовительного или вспомогательный характер;
Кроме того, будет детализировано определение так называемого «зависимого агента», который заключает контракты от имени нерезидента или играет основную роль в заключении таких контрактов;
Также вводятся новые правила противодействия искусственному разделению контрактов и деятельности с целью избежание статуса «постоянного представительства». Например, краткосрочная деятельность связанных лиц — нерезидентов на одной строительной площадке на территории Украины будет считаться «постоянным представительством», если в целом деятельность таких связанных лиц превышает срок для получения строительной площадкой статуса постоянного представительства нерезидента (обычно 6 или 12 месяцев);
- Правила налогообложения постоянных представительств, расположенных в третьих юрисдикциях;
В соглашения об избежании двойного налогообложения вводится новое правило, которое позволит Украине облагать по максимальным ставкам пассивные доходы, выплачиваемые в пользу нерезидента, если:
- юрисдикция нерезидента (вторая юрисдикция) не облагает такие доходы, поскольку считает их относящимися к постоянному представительству, расположенному в иной (третьей) юрисдикции;
и
2.третья юрисдикция, в которой находится постоянное представительство, облагает полученные доходы по ставкам, что на 60% ниже стандартной ставки второй юрисдикции.
4. Правило 365 дней;
Большинство соглашений, подписантом которых является Украина, предусматривают, что прибыль нерезидента от отчуждения акций/корпоративных прав украинской компании облагается налогом в стране нерезидента, за исключением случаев, когда большая часть стоимости украинской компании — это недвижимое имущество, расположенное на территории Украины.
Отныне для освобождения от налога на доходы нерезидентов в Украине это правило должно выполняться не только на дату отчуждения акций/корпоративных прав, но и в течение 365 дней, предшествующих этому моменту.
5. Усовершенствование механизмов разрешения споров;
Процедура разрешения споров между налоговыми органами по применению Соглашения станет более гибкой. Налогоплательщики смогут делать запросы для инициирования процедуры не только к собственным налоговым органам, но и к налоговым органам другого договаривающегося государства. Также устанавливается минимальный срок в три года, в течение которого налогоплательщик сможет подать соответствующее заявление.
Когда договора считаются измененными?
Договора считаются измененными с того момента, как начинает действовать конвенция в стране, в нашем случае – с 1 декабря 2019 года.
Но! Изменения в договора об избежании двойного налогообложения вносятся автоматически только в том случае, если страна-партнер также ратифицировала MLI-конвенцию. И то не всегда: как уже было сказано, каждая страна передает в ОЭСР список соглашений, которые они планирует изменить с помощью конвенции. Если страны не вписали друг друга взаимно в эти списки – их договора не изменятся.
К примеру Украина внесла в свой список договоров, которые изменит MLI соглашения с Голландией и Швейцарией. В этих странах конвенция ратифицирована и действует, но изменения в соглашения внесены не будут, потому что ни Швейцария, ни Голландия не внесли соглашение с Украиной в свой список, который передали депозитарию. Во всяком случае на данный момент это так.
MLI – это фактически минимальный пакет BEPS
Правительство Украины, подписывая конвенцию, делало акцент на том, что это один из шагов на пути к воплощению плана BEPS. На самом деле в MLI заключено сразу 4 шага плана:
Документ позволяет бороться с проблемой «Гибридных несоответствий» — использования гибридных схем ухода от налогообложения (Действие 2 BEPS);
Документ решает проблему злоупотребление договорами об избежании двойного налогообложения (Действие 6 BEPS);
Документ препятствует искусственному избежанию статуса постоянного представительства (Действие 7 BEPS);
Документ регламентирует механизм разрешения налоговых споров (Действие 14 BEPS).
На что обратить внимание бизнесу?
Кроме того, что при ведении операций с нерезидентами теперь нужно учитывать новые правила, также нужно быть внимательным относительно ратификации договоров и того, какие страны включили договор с Украиной в такие, которые подпадают под действие конвенции. Сложностей добавляет и то, что страны в любой момент могут править свои списки, а значит если сегодня договор с той или иной страной не подпадает под действие MLI, это не значит что через пару недель ситуация не изменится.
И еще раз обращаем ваше внимание на важность такого аспекта построения бизнес-структуры как Substance (дословно – «наполнение компании», список признаков, доказывающих реальность существования компании, больше об этом вы можете узнать здесь).
Потому будьте внимательными и тщательно планируйте свою бизнес-деятельность в соответствии с новыми нормами. А эксперты ICG всегда помогут вам в этом.
Оставить комментарий