Написать нам

КИК сейчас: как выглядит украинское законодательство о контролируемых иностранных компаниях на сегодняшний день?

Главная / Новости / КИК сейчас: как выглядит украинское законодательство о контролируемых иностранных компаниях на сегодняшний день?
 

Когда полтора год назад парламент принял законопроект 1210 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве», казалось, что закон о КИК необратим и заработает, как тогда и планировалось с января 2021 года. Но 17 декабря 2020 года, за несколько дней до вступления в силу статьи 39-2 Налогового Кодекса (той самой, о КИК), парламент принимает законопроект 1117, которым откладывает «активацию» правил о контролируемых иностранных компаниях еще на год, то есть до 2022 года.

Мы находимся в расстоянии полугода до КИК, и не лишним будет взглянуть, как обстоят дела с этим документом сейчас.

Начнем с определения главных понятий.

Что такое «контролируемая иностранная компания?

Контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, находящейся под контролем физического или юридического лица — резидента Украины.

При этом юридическим лицом может быть признано корпоративное образование (объединение) или организация, наделенная правом владеть активами, иметь права и обязанности и осуществлять деятельность от своего имени и независимо от учредителей, участников и формы собственности. Наличие у контролируемой иностранной компании статуса юридического лица признается в соответствии с законодательством юрисдикции ее регистрации.

В некоторых случаях к контролируемой иностранной компании может приравниваться иностранное образование без статуса юридического лица. Иностранное образование без статуса юридического лица — это образование, зарегистрированное без образования юридического лица, которое имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) в интересах своих участников, партнеров, учредителей, доверителей или других выгодополучателей.

Образованиями без статуса юридического лица могут быть партнерства, трасты, фонды, другие учреждения и организации. К образованиям без статуса юридического лица приравниваются лица — нерезиденты, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины, в соответствии с личным законом не являются юридическими лицами.

Кто является контролирующим лицом?

Контролирующим лицом является физическое лицо или юридическое лицо — резидент Украины, которое прямо или опосредованно владеет (контролирует) иностранную компанию.

Иностранная компания признается контролируемой, если резидент Украины (физическое или юридическое лицо):

а) владеет долей в иностранной компании в размере более 50 процентов, или

 

б) владеет долей в иностранной компании в размере более  10 процентов (до 2023 года — 25%), но если несколько физических или юридических лиц — резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лиц, размер которых в совокупности составляет 50 и более процентов, или

в) отдельно или вместе с другими резидентами Украины — связанными лицами осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

Когда отчитываться по КИК?

По состоянию на 9 июня 2021 года, первым отчетным (налоговым) годом для отчета о контролируемых иностранных компании является 2022 год (а если отчетный год не соответствует календарному году — отчетный период, который начинается в 2022 году). Но при этом контролирующие лица имеют право подать отчет о контролируемых иностранных компаниях за 2022 в контролирующий орган одновременно с представлением годовой декларации об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за 2023 с включением указанного в таком отчете скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей налогообложению в Украине, к показателям соответствующих деклараций за 2023 год. При этом штрафные санкции и/или пеня не применяются».

Иными словами, по состоянию на сегодня отчитываться о КИК предстоит за период, начиная с 2022 года, но подать отчетность можно будет в 2024 году, вместе с отчетностью за 2023 год.

Возможна ли отсрочка КИК?

Да, это вполне вероятный сценарий, так как норма о вступлении в силу статьи 39-2 Налогового Кодекса Украины с 1 января 2023 года содержится в законопроекте о налоговой амнистии (№ 5153). Документ ждет второго чтения, 4 июня депутаты Верховной Рады рассмотрели 49 правок к нему, и все «провалили». Но до голосования по самому документу дело не дошло, однако, принятие законопроекта 5153 это дело самого ближайшего будущего. Следующее пленарное заседание Верховной Рады состоится 15 июня, возможно на нем и будет принят законопроект о налоговой амнистии, а вместе с ним и норма с переносом вступления в силу КИК.

Будут ли в случае переноса вступления в силу статьи 39-2 изменены сроки отчетности?

Пока что таких законопроектов в Верховной Раде зарегистрировано не было, но полгода – это достаточный срок, чтобы они появились и были приняты. Законопроект №1117, отсрочивший КИК в прошлый раз, был принят 17 декабря, а подписан президентом и вовсе 30 декабря.

Узнать больше о законодательстве относительно контролируемых иностранных компаний вы можете в нашем большом обзорном материале.

Также ждем вас на наших вебинарах, где всегда звучит только самая актуальная информация!

Комментрии(0)

Оставить комментарий