Написать нам

Разбор законодательства о КИК, выпуск 1: что такое таке «контролированная иностранная компания» и кто является «контролером»?

Главная / Новости / Разбор законодательства о КИК, выпуск 1: что такое таке «контролированная иностранная компания» и кто является «контролером»?
 

С 23 мая в Украине вступил в силу закон 466-их «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве», ранее известный как «законопроект 1210». Одна из важнейших «новинок» этого закона — он вводит в отечественное правовое поле понятие «контролируемые иностранные компании», что позволит украинским фискальным органам облагать иностранные компании, контролируемые украинскими резидентами. Мы разобрали законодательные изменения и выделили все самое важное, что нужно знать об украинском законодательстве о контролируемых иностранных компаниях.

Что считается контролированной иностранной компанией (КИК)?

Контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, находящейся под контролем физического или юридического лица — резидента Украины.

При этом юридическим лицом может быть признано корпоративное образование (объединения) или организация, наделенная правом владеть активами, иметь права и обязанности и осуществлять деятельность от своего имени и независимо от учредителей, участников и формы собственности. Наличие у контролируемой иностранной компании статуса юридического лица признается в соответствии с законодательством юрисдикции ее регистрации.

В некоторых случаях к контролируемой иностранной компании может приравниваться иностранное образование без статуса юридического лица. Иностранное образование без статуса юридического лица — это образование, зарегистрированное без образования юридического лица, которое имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) в интересах своих участников, партнеров, учредителей, доверителей или других выгодополучателей.

Образованиями без статуса юридического лица могут быть партнерства, трасты, фонды, другие учреждения и организации. К образованиям без статуса юридического лица приравниваются лица — нерезиденты, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины, в соответствии с личным законом не являются юридическими лицами..

Кто считается контролирующим лицом с точки зрения закона 466-ІХ?

В законе 466-IX сказано, что контролирующим лицом является физическое лицо или юридическое лицо — резидент Украины, которое прямо или опосредованно владеет (контролирует) иностранную компанию.

В частности, иностранная компания признается контролируемой, если резидент Украины (физическое или юридическое лицо):

а) владеет долей в иностранной компании в размере более 50 процентов, или

б) владеет долей в иностранной компании в размере более  10 процентов (до 2023 года — 25%), но если несколько физических или юридических лиц — резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лиц, размер которых в совокупности составляет 50 и более процентов, или

в) отдельно или вместе с другими резидентами Украины — связанными лицами осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

ВАЖНО! Резидент (резиденты) Украины не признается (признаются) контролирующим лицом, если их владение долей в контролируемой иностранной компании реализовано через прямое или косвенное владение в другом лице — резиденте Украины, при условии, если такое лицо уже признается контролирующим лицом и на него возлагаются обязательства по налогообложению скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании.

Что понимается под понятием «доля в иностранном юридическом лице»?

Под долей в иностранном юридическом лице понимаются корпоративные права, права в образовании без статуса юридического лица, к активам которого входит доля в юридическом лице, или любые другие аналогичные права и правомочия, предоставляющие физическому или юридическому лицу право:

а) воздействия на соответствующую долю голосов в высшем органе управления иностранного юридического лица (общем собрании акционеров, участников или другом аналогичном органе), и/или

б) на получение соответствующей части прибыли иностранного юридического лица, и/или

в) блокирование решения о распределении части прибыли иностранного юридического лица, и/или

г) на получение соответствующей части активов иностранного юридического лица в случае его ликвидации.

В случае если в соответствии с надлежащим физическому лицу размера доли объемы прав, предусмотренные подпунктами «а» — «в» настоящего подпункта, разные, для целей настоящего Кодекса принимается наибольшее значение такой доли.

Как рассчитывается размер доли косвенного владения?

Размер доли косвенного владения рассчитывается:

а) в случае владения через одну цепь лиц, владеющих долями одно в другом, — путем умножения частей.

Например, если резидент Украины владеет компанией «Альфа» на 75%, а компания «Альфа» имеет 25% доли в иностранной компании, то резидент будет считаться обладателем доли в иностранной компании в 18,75% (0,75 * 0,25 = 0,1875, или 18,75%).

б) в случае владения через несколько цепей лиц, владеющих долями одно в другом, — путем суммирования долей в каждой такой цепи.

Например:

Первая цепь лиц

Резидент Украины владеет компанией «Альфа» на 75%, а компания «Альфа» на 25% является владельцем иностранной компании.

Вторая цепь лиц

Тот же резидент владеет 75% компании «Бета», а компания «Бета» — 25% той же самой иностранной компании, что и компания «Альфа».

Как мы знаем из предыдущего пункта, степень владения иностранной компанией при таких долях в цепи составляет 18,75, а поскольку цепи две — то эти доли суммируются и имеем долю владения в конечной иностранной компании (в которую ведут обе цепи) — 37, 5% (18,75% доля в первой цепи + 18,75% — во второй).

При этом для целей расчета опосредованного владения, в случае если лицо фактически владеет долей  размере более 50 (через одну или несколько цепей) юридического лица в цепи, считается, что физическое лицо владеет долей в таком юридическом лице в размере 100 процентов.

В случае если лицо осуществляет фактический контроль над следующем юридическим лицом в цепи, считается, что такое лицо владеет долей в следующем юридическом лице в размере 100 процентов.

Лицо считается владельцем доли в другом юридическом лице, в случае:

  • владения на основании права собственности, или
  • если право собственности на соответствующую долю юридически принадлежит другим лицам, действующим в интересах такого лица.

Лицо считается обладателем доли в другом юридическом лице, если такое лицо является учредителем траста, владельцем доли имущества фонда, учреждения, другого образования без статуса юридического лица, к активам которого входит указанная доля, или участником (партнером с полной или ограниченной ответственностью) партнерства, к активам которого входит доля в юридическом лице.

Что считается «фактическим контролем» компании?

Согласно закону 466-IX, лицо считается осуществляющим фактический контроль над иностранным юридическим лицом, если оно может оказывать существенное или решающее влияние на решения такого юридического лица о заключении соглашений, распоряжения активами и прибылью, прекращение деятельности независимо от юридического оформления такого воздействия.

Фактический контроль устанавливается на основании (но не исключительно) хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) предоставление лицом обязывающих указаний органам управления юридического лица;

б) ведение лицом переговоров о заключении соглашений и согласования существенных условий таких сделок, которые в дальнейшем лишь формально утверждаются органами управления или исполняются органами управления юридического лица без дополнительного утверждения;

в) наличие у лица доверенности на осуществление существенных сделок от имени юридического лица, выданной на срок более одного года и не предусматривающей предварительного согласования таких сделок органами управления юридического лица;

г) осуществление лицом операций по банковским счетам юридического лица или возможность блокировать операции по таким счетам;

г) указание лица в качестве учредителя (бенефициара, фактического выгодоприобретателя) юридического лица при открытии счетов таким юридическим лицом, кроме случаев, если активы такого юридического лица является частью активов траста, фонда, учреждения, другого образования без статуса юридического лица, учредителем.

Когда закон вступает в силу?

Большинство положений закона 466-ХI начали действовать с 23 мая 2020 Что касается законодательства о контролируемых иностранных компаниях — оно вступает в силу с 1 января 2021 года.

Это наш первый материал посвящен новому законодательству о КИК, в следующих выпусках мы разберем вопрос отчетности и налогообложения контролируемых иностранных компаний. Следите за нашими материалами!

Кроме того, наши эксперты проводят вебинары, где обсуждаются последние законодательные изменения, в том числе и вопрос контролируемых иностранных компаний. Расписание вебинаров смотрите здесь.

Коментарий эксперта: Иванна Пилипюк, упрвляющий партнер компании ICG

Закон 466 — IX, как и любой другой закон из сферы налогов, воспринимается бизнесом настороженно, в некотором роде даже с подозрением. 466 — ХI сложно написан, во многом не доработан и, конечно, вызывает много вопросов. Что касается работы международных компаний — основные изменения коснулись роли и положения компаний-нерезидентов, они должны прекратить существовать в качестве компаний-«пустышек» и механизмов для минимизации налогообложения. Компания — это не цель, а инструмент для работы на том или ином рынке. Компания — это не папка с бумагами, а полноценный офис и квалифицированный персонал. Поэтому для крупного бизнеса, в плане работы с нерезидентами, этот закон мало что изменит, они и так работают с механизмами, позволяющими легально экономить на налогах. А вот среднему бизнесу надо взвесить преимущества и недостатки новых реалий сферы компаний-нерезидентов и решить, смогут ли они позволить себе существования таких структур. Конечно, часть предпринимателей будут вынуждены закрыть свои связанные структуры. Но тем, кто хочет быть конкурентными и гибкими на рынке, кому нужно завоевывать новые рынки — без иностранных компаний не обойтись. Закон 466-ХI содержит существенные изменения, но это не наше украинское ноу-хау, это часть всемирного плана BEPS, который имеет целью сделать международный бизнес прозрачным и открытым. В конце концов, закон 466-ХI вводит в украинское законодательство больше половины «шагов» плана BEPS и поэтому бизнесу надо перестраиваться. Но нам, в Украине, к этому не привыкать.

Комментрии(0)

Оставить комментарий