Написать нам

Законопроект 1210: Что в нем сказано о КИК и ТЦО?

Главная / Новости / Законопроект 1210: Что в нем сказано о КИК и ТЦО?
 

Украинский парламент принял скандальный законопроект №1210, который неофициально называют «Законом о BEPS». Документ, в числе прочего, регламентирует вопросы, связанные и с ратифицированной недавно MLI-конвенцией, и предусмотренные в плане BEPS. В частности, здесь прописаны нормы налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) и трансфертного ценообразования, и в этом материале мы попробуем разобраться, что же ожидать украинскому бизнесу после вступления документа в силу. Попробуем – потому что текста принятого закона еще нет и анализировать его мы будем исходя из пояснений самих законодателей.

История законопроекта

Документ был зарегистрирован в парламенте 30 августа 2019 года, в первом чтении его приняли 3 декабря, а во втором и в целом – 16 января 2020-го. Автор – Даниил Гетьманцев, депутат Верховной Рады из партии «Слуга Народа». Но прообразом документа, частино, является законопроект об имплементации положений плана BEPS, который еще в конце 2018 года представили совместно Минфин и НБУ. Правда, тот документ в парламент так и не попал, но некоторые его нормы во многом были «позаимствованы» в законопроект №1210.

Главные изменения законопроекта для нерезидентного бизнеса

Окончательного текста документа, того, что 16 января приняли во втором чтении, пока нет. Но что касается норм о Контролируемых иностранных компаниях, о них в одном из интервью рассказал автор законопроекта – Даниил Гетьманцев. По его словам, закон вводит две ставки налогообложения по контролируемым иностранными компаниями (КИК). Первая 9% — при распределении прибыли, вторая 18%, если прибыль распределяться не будет.

НО! Если иностранная компания получает преимущественно активные доходы и страна ее регистрации не относится к «налоговым гаваням» с ее доходов можно не платить налоги, конечно же при условии наличия налоговой конвенции страны регистрации КИК с Украиной. Более того, даже компания с пассивными доходами, но обладающая должным уровнем «Substance» (достаточные активы, персонал, офис и пр.) может претендовать на освобождение контролирующего лица от налога на прибыль.

Кроме того, в окончательной (принятой) версии  закона правила для КИК были существенно смягчены. А именно:

  • освобождаются от налогообложения дискреционные трасты;
  • иностранная компания будет считаться контролируемой, если доля резидента Украины в ее капитале в 2021-2022 г. составит 25%. Сначала этот показатель планировали установить в размере 10%.
  • увеличен размер дохода по КИК, при котором КИК не облагается налогом, с 1 млн евро в 2 млн евро;
  • срок проверок по КИК ограничен 1 годом.

А еще были уменьшены штрафы за:

  • за непредставление контролирующим лицом отчета по КИК. Штраф уменьшен с 1000 до 100 размеров прожиточного минимума;
  • за неотражение сведений о наличии КИК – штраф уменьшен с 3000 мин з/п до 1000 прожиточных минимумов.
  • штраф за несообщение контролирующим лицом о приобретении доли в КИК уменьшен с 500 минимальных зарплат до 300 прожиточных минимумов.
  • за непредставление или представление не в полном объеме контролирующим лицом документации ТЦУ по КИК – штраф уменьшен с 3000 мин з/п до 1000 прожиточных минимумов;

Переходной период: владельцы бизнеса до конца 2021 могут реструктуризировать свой бизнес и привести его в соответствие с новым законодательством, новые правила по КИК начнут действовать с 2021 года, а первые отчеты нужно будет подать в 2022 году (за 2021-й год).

А что с ТЦО?

О том, как будут выглядеть нормы ТЦО, рассказали в пресс-службе Министерства финансов. Как сообщают в ведомстве, законопроект 1210 существенно усиливает контроль трансфертного ценообразования и отчетности компаний, которые проводят контролируемые операции. А это, между прочим, 8–10 шаги BEPS.

Новые правила вводит в Украине трехуровневую структуру отчетности для международных групп компаний, которая включает в себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting).

В Минфине говорят, что это расширит возможности контролирующего органа для получения сведений о функциональном назначении каждого участника международной группы компаний и позволит налоговикам сделать выводы о целесообразности и наличии деловой цели в каждой из контролируемых операций. И отсутствие деловой цели может стать для налоговой поводом пересматривать едва ли не каждую сделку плательщика, результатом которой стало уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Кроме того, внедрена концепция налогообложения приравненных к дивидендам платежей. Она предусматривает корректировку в рамках контроля ТЦО при проведении операций с нерезидентами.

Еще одно новшество — налоговики смогут привлекать налогоплательщиков-нарушителей к ответственности не просто за нарушения, а за «умышленное невыполнение (ненадлежащее выполнение) требований налогового законодательства». Например, в случае несвоевременной уплаты согласованного налогового обязательства при просрочке до 30 дней применяется штраф в размере 5% от суммы, более 30 дней – 10% от суммы налогового долга.

Когда закон вступит в силу?

По словам Даниила Гетьманцева — Закон будет вступать в силу в три этапа.

Введение концепции разумной экономической причины (деловой цели), изменения в правила трансфертного ценообразования, увеличение лимитов для физических лиц-предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, штрафы по налоговым накладным, повышение стоимости основных средств — вступят в силу со дня, следующего за днем ​​опубликования Закона.

Изменения, касающиеся электронного кабинета — с 1 июля 2020

Концепция виновной ответственности, правила КИК, акциз на электронные сигареты, жидкости, сигариллы — с начала 2021 года.

Что сейчас с законопроектом 1210?

На следующий день после принятия документа – 17 января 2020 года, в Верховной Раде депутатами «Европейской Солидарности» зарегистрирован проект постановления №1210-П «Об отмене решения Верховной Рады Украины о принятии во втором чтении и в целом проекта закона Украины о внесении изменений…». До рассмотрения этого документа, спикер не сможет подписать законопроект, а без его подписи он не попадет на стол к президенту.

Если постановление 1210-П будет принято, «законопроект о BEPS» будет считаться принятым в первом чтении, ведь постановление «об отмене решения Верховной Рады о принятии во втором чтении и в целом». При таком сценарии законопроект отправят на доработку.

Если постановление принято не будет – документ направят на подпись спикеру, а затем президенту. Теоретически, президент может наложить вето на закон, но насколько такой сценарий вероятен — мы судить не беремся.

Комментрии(0)

Оставить комментарий