Написать нам

Налоговая резидентность & автоматический обмен: главное, о чем нужно знать

Главная / Новости / Налоговая резидентность & автоматический обмен: главное, о чем нужно знать
 

Налоговая резидентность в период активизации движения за автоматический обмен налоговыми данными становится ключевым фактором, определяющим будущее вашего бизнеса. Самое важное по теме – в 6 фактах от эксперта ICG Артема Деменкова.

О том, «откуда ноги растут» у обмена банковской информацией и при чем здесь США

Достаточно долгое время правительства развитых стран сетовали на поступления налогов не в полном объеме, поясняя это скоплением внушительных сумм на счетах компаний из безналоговых и низконалоговых юрисдикций. Подписание международных договоров об обмене налоговой информацией не дало ожидаемых результатов, ведь информацию, интересующую налоговые органы, финансовые институты выдавали только по запросу. С 2010 года в США заработал закон FATCA – согласно которому банки других стран должны предоставлять налоговой службе штатов всю информацию о наличии у них счетов, открытых американскими резидентами. В случае невыполнения обязательств, американская сторона вводит санкции – налог на репатриацию в размере 30 % на доходы всех резидентов такой страны, полученные на территории Штатов.

На основе американского закона, по инициативе ОЭСР, был разработан проект об Автоматическом обмене финансовой информацией (AEFAI).

К соглашению присоединились уже около 100 стран, а первый обмен информацией ожидается уже в следующем 2017 году – это будут данные о состоянии счета за 2016 год.

Немного о географии обмена банковскими данными

Помимо европейских стран к процессу присоединились даже некоторые оффшоры – Британские Виргинские Острова, Панама, Сейшелы. Первая группа юрисдикций, подписавших договор, начнет обмен в 2017 году – это большинство государств Европы; вторая группа стран – в 2018 году, из них отмечу Швейцарию, Сингапур, Гонконг и Эмираты, Россия.

Для того чтобы запустить процесс, эти юрисдикции должны создать специальный государственный орган, который будет получать финансовую информацию от местных банков и отправлять ее в соответствующие налоговые службы других стран, а также принимать аналогичные данные по своим резидентам.

Украина к данному международному процессу еще не присоединилась, однако в свете недавних событий выразила готовность к участию в обмене. Определить точное время начала сотрудничества сложно, но вполне вероятно, что это может произойти в ближайшие 2-3 года.

Банковские обязательства, о каких счетах банки будут отчитываться?

Главный критерий – на кого открыт счет: на физическое или юридическое лицо.

По юридическим лицам есть минимальный порог – если на балансе компании на последний день календарного года сумма средств составит 250 тыс. долларов и более, отчет по данному счету обязателен. К тому же, если счет активный, что указывает на торговую деятельность, информация должна быть подана в страну резидентства компании. В случае пассивного счета, например, когда предприятие — холдинг, а основные источники его дохода – это дивиденды, отчет будет подан в налоговые службы страны, чьим резидентом является бенефициар либо иное контролирующее лицо. По физическим лицам нет никаких пороговых значений. Информация должна быть предоставлена абсолютно по всем счетам.

При наличии сомнений относительно налоговой резидентности подотчетного лица, возможна передача данных в разные юрисдикции.

Налоговая резидентность: трудности понимания

Если физическое лицо проживает в разных юрисдикциях, либо у него есть гражданство разных стран, необходимо точно понимать, налоговым резидентом какой страны он является и где он обязан выплачивать налоги.

Бывают ситуации, при которых возможно признание резиденства в двух и более странах. К примеру, в некоторых юрисдикциях получение статуса ВНЖ (вид на жительство) автоматически приравнивается к статусу налогового резидентства, даже если человек практически проживает в другой стране. Для таких случаев есть конвенции об избежании двойного налогообложения, где прописана процедура определения резиденства в конкретной юрисдикции. В большинстве случаев, главными факторами является постоянное место жительства и центр жизненных интересов (наличие работы, семьи). Но и в случае признания резидентства в двух странах, сумма налогов, уплаченная в одной юрисдикции, должна учитываться при расчете налоговых обязательств в другой. Ситуация может усугубиться, если между спорными странами нет налогового соглашения, тогда доходы будут попадать под двойное или даже тройное налогообложение.

В Украине при наличии двойного гражданства, что противоречит нашей Конституции, физическое лицо считается налоговым резидентом Украины без права на зачет налогов, оплаченных в других странах.

О рисках украинского бизнеса в связи с антиоффшорными инициативами

Первый момент – это валютное регулирование. Для открытия счета в иностранном банке физическим либо юридическим лицом резидентом Украины необходимо получить индивидуальную лицензию Национального Банка, иначе сумма штрафа будет равна всей сумме размещенных на таком счету денежных средств.

Второй момент — законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК), сейчас на рассмотрении. Краткая суть — если резидент Украины контролирует иностранную компанию, но не получает от нее выплат (например, дивидендов), то доходы такой компании приравниваются к доходам физического лица и подлежат к оплате согласно ставке налога на доходы физических лиц. В РФ это уже работает, у нас еще нет финальной версии, делать выводы  рановато.

Совет « в тему»

К глобальным изменениям, связанным с международной деоффшоризацией, стоит готовиться уже сейчас: пересмотреть и, возможно, скорректировать существующую структуру бизнеса. Иногда разумным решением является получение статуса налогового резидента в других, более привлекательных для бизнеса юрисдикциях. Одно ясно уже сейчас – налоги все равно хоть где-то придётся платить.

Комментрии(0)

Оставить комментарий