Написать нам

Иванна Пилипюк: AEOI в Украине с 2020 года? Это реальный сценарий

Главная / Новости / Иванна Пилипюк: AEOI в Украине с 2020 года? Это реальный сценарий
 

BEPS, а вместе с ним и автоматический обмен информацией (AEOI), становятся «реальностью завтрашнего дня» для Украины. Эти атрибуты деоффшоризации обсуждаются на уровне правительства, не так давно министр финансов Украины Александр Данилюк заявил, что первый обмен у нас состоится в 2020 году. Насколько этот прогноз реален и что нужно для того, чтобы процесс стартовал – рассказала управляющий партнер компании  International Consulting Group – Иванна Пилипюк.

Министр финансов Украины назвал анонсированные сроки начала участия нашей страны в международном обмене налоговой информацией «вполне реалистичными». А как вы считаете, успеет ли Украина вовремя подготовиться и стать полноценным участником AEOI в 2019 году, передав информацию партнерам в 2020-м?

Все указывает на то, что это реальный сценарий. Правда, к этому времени правительству нужно решить много задач. Одна из главных – изменение налоговой культуры. Ведь нас никогда не учили платить налоги, так сложилось исторически. И задача правительства донести до сознания людей мысль, что открытое  и обязательное декларирование – это норма. В стране, где большинство платит налоги пассивно (те налоги, что включены в стоимость товаров и услуг, а также «автоматические» вычеты с зарплаты), с этим будут проблемы. Наши предприниматели не считают обязанностью сдавать декларации с указанием имеющихся активов – как в Украине, так и за ее пределами. Не удивительно, что многие используют доступные инструменты для защиты активов. В итоге наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда официальные доходы резидентов позволяют им претендовать на социальные льготы, но на деле эти же люди тратят куда больше, чем зарабатывают.

Что нужно сделать, чтобы обмен информацией и BEPS у нас «заработали»?

Для воплощения плана BEPS и начала автоматического обмена информацией правительству нужно сделать четыре вещи. Первое — принять необходимые законы, регулирующие порядок декларирования доходов резидентами Украины. Это тонкий вопрос, ответа на который пока нет. Как вариант — обсуждалось проведение «нулевого декларирования», но это неоднозначная мера, ведь у налогоплательщиков, что исправно платили налоги, возникнет законный вопрос: зачем они это делали, если другим, как оказалось, можно было не платить?

Второе – отучить людей от привычки не платить налоги и создать систему стимуляции их уплаты. Отдельный вопрос – контроль сбора налогов, который должен быть эффективным и ненавязчивым.

В-третьих, важно показать налогоплательщикам, ради чего они делятся заработанными деньгами с государством. Налоги – это экономическая основа функционирования государства, с них строятся дороги, финансируются больницы и школы, на них создаются рабочие места. Если государство хочет сделать процесс сбора налогов открытым, то их прозрачное и честное распределение — необходимость, которая наглядно продемонстрирует роль налогов и «легитимизует» их сборы в глазах общества. Каждый резидент будет понимать, что выплаченные налоги – это его вклад в благополучие страны, где он работает. Сейчас такого понимания нет: из своего опыта могу сказать, что многие предприниматели, умеющие зарабатывать деньги, не знают, что с любого дохода нужно платить налоги. И дело не в том, что люди у нас не честные, большинство об этом просто не задумывается. Нас никогда не учили платить налоги.

В-четвертых – необходимо решить вопрос безопасности полученной в результате обмена информации. Это серьезный общественный вызов, ведь если сделать реестры движимого и недвижимого имущества открытыми для всех (как предлагают сделать у нас), то где гарантии, что этими реестрами не воспользуются злоумышленники.

Кому было бы интересно получать данные о собственных резидентах от Украины, а от кого такой информации в первую очередь ждут наши фискальные органы?

Откровенно говоря Украина, как «донор» данных в рамках AEOI, не интересна мировому сообществу. Из-за рисков, валютного регулирования и непривлекательных условий иностранные резиденты редко размещают свои активы в украинских банках. А вот наша ГФСУ крайне заинтересована в данных о наличии у резидентов Украины активов за рубежом. Также она не прочь узнать, как эти активы к ним попали, и были ли с них заплачены налоги.

Что даст Украине, кроме информации, участие в АEOI?

Если глобально, то участие в такой инициативе покажет миру что Украина – современная страна, которая идет в ногу со временем. А в виде приятного бонуса есть шанс наполнить казну дополнительными ресурсами за счет доначисления налогов на уже существующие активы резидентов за рубежом.

Стоит ли «бояться» международному бизнесу процесса деоффшоризации? Как к нему подготовиться?

Крупному бизнесу никуда от обмена информацией не деться. А вот среднему и маленькому главное не погибнуть в процессе урегулирования системы обмена, которая будет проводиться в соответствии со строгими стандартами OECD. В этой ситуации важно, чтобы наше правительство принимало решения обдуманно и осторожно. Ведь практика соседних государств показывает, что при неблагоприятных условиях  бизнес, как и его собственники, могут сменить резиденство. А это не тот результат, на который мы все рассчитываем.