Написать нам

Законодательство, изменившее деловой мир. Часть 1: FATCA, КИК, AEOI и директивы AML

Главная / Новости / Законодательство, изменившее деловой мир. Часть 1: FATCA, КИК, AEOI и директивы AML
 

В наших материалах мы часто пишем, что мир денег меняется и нужно быть готовым к новшествам. «А как к ним готовиться?» — спросите вы? Очень просто: изучить инструменты изменений, то есть глобальные налоговые инициативы, что в последние годы активно пишутся, принимаются и имплементируются.

То, что сейчас происходит в нерезидентном бизнесе, получило название «деоффшоризация». Весь процесс основывается на нескольких документах и инициативах, таких как американский закон FATCA, автоматический обмен налоговой информацией в формате CRS (Automatic Exchange of Information или AEOI), директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег (AntiMoney Laundering Directive или AML), законодательство об иностранных контролируемых компаниях и, конечно же, план BEPS. Об этих «китах» деоффшоризации и пойдет речь в этом материале.

FATCA

Foreign Account Tax Compliance Act (Закон о налоговой отчётности по зарубежным счетам) был принят в 2010 году для борьбы с уклонениями от уплаты налогов резидентами США. Закон обязывает иностранные финансовые учреждения отчитываться перед  Службой внутренних доходов США (IRS) о движении средств американских налогоплательщиков. Для реализации требований документа Госдепартамент заключает межправительственное соглашение об имплементации требований закона в стране, откуда Соединенные Штаты хотят получать отчеты. К организациям, игнорирующим требования FATCA, предусмотрены санкции, вплоть до закрытия корреспондентских счетов в долларах США.

Как работает закон?

Чаще всего международные договора о помощи в рамках FATCA работают по одной из двух схем:

а) финансовые учреждения передают информацию о счетах американских резидентов в национальную налоговую, а оттуда они пересылаются в Службу внутренних доходов США;

б) институции отчитываются напрямую в IRS.

FATCA в Украине

Украина и США заключили договор о FATCA 7 февраля 2017 года. Однако на сегодняшний день Украинский парламент не ратифицировал это соглашение. Вместе с тем, многие украинские банки, опасаясь возможных санкций со стороны Соединенных Штатов, по собственной инициативе требуют от клиентов заполнения форм, предусмотренных законом FATCA.

Значение для мира

Значение этого закона для деоффшоризации огромно, FATCA стал прообразом автоматического обмена информацией в формате CRS, к которому присоединились более 100 государств со всего мира.

Automatic Exchange of Information (AEOI)

Automatic Exchange of Informationэто инициатива, разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) в 2014 году. Ее участники обмениваются информацией о счетах нерезидентов (физических и юридических лиц) в автоматическом режиме, основанием для обмена является заключенный двусторонний или многосторонний договор.

Как это работает?

«Вдохновителем» AEOI, как уже было сказано, стал американский закон FATCA. Но, в отличие от него, европейский аналог предусматривает как минимум двустороннее движение информации о счетах нерезидентов. Формат обмена детально прописан в документе CRS (Common Reporting Standard), в нем есть технические требования к передаче информации, а также указано, какие именно данные нужно передавать.

Сам процесс можно разделить на три этапа:

  • финансовые учреждения на протяжении отчетного периода (финансового года) собирают информацию о счетах клиентов-нерезидентов;
  • информация передается в национальную налоговую службу;
  • налоговые органы пересылают данные зарубежным коллегам.

AEOI в Украине

Украина пока не участвует в автоматическом обмене информации, но, по прогнозам Министерства финансов, мы можем присоединиться к процессу уже в 2020 году.

Значение для мира

22 ноября 2018 года ОЭСР представила первый отчет об автоматическом обмене информацией. В документе сказано, что в обмене данными за 2017 год приняли участие 86 юрисдикций, и, несмотря на «некоторые шероховатости», сеанс прошел «очень успешно».

Что касается практических результатов обмена, то о них рано судить, компетентные органы еще обрабатывают полученные данные. Тем не менее, само наличие такого механизма в корне меняет специфику работы финансовых институтов с нерезидентами.

AML-директивы ЕС (4-я и 5-я)

Директивы AML (AntiMoney Laundering – «борьба с отмыванием денег») – нормативные акты, направленные на предотвращение использования финансовой системы Евросоюза для отмывания денег. Директивы разрабатывают Европейский Парламент и Совет Европы.

Начиная с 1991 года, было издано 5 AML-директив:

  • в 1991 – 1-я AML-директива № 91/308/ЕЕС;
  • в 2001 – 2-я AML-директива № 2001/97/EC;
  • в 2005 – 3-я AML-директива № 2005/60/ЕС;
  • в 2015 – 4-я AML-директива № 2015/849;
  • в 2018 – 5-я AML-директива № 2018/843.

Суть 4 и 5 AML-директив ЕС

Правила идентификации клиентов и проверки законности происхождения капиталов – те вещи, которые ввели в обиход две последние директивы AML. В частности, документ от 2015 года унифицировал требования к проведению AML-процедур в каждом государстве ЕС и усилил контроль их выполнения. Также 4-я директива ввела принцип «оценки риска» банком при принятии решения о сотрудничестве с клиентом, но главное – документ требовал создания открытых реестров бенефициарных собственников.

5 директива принята совсем недавно – 20 мая 2018 года. Ее ключевые изменения в следующем:

  • Все европейские реестры бенефициаров должны быть открыты для всех желающих, без обоснования «законности» такого интереса (как было ранее);
  • При открытии счета банки должны проверять данные потенциального клиента в общеевропейской базе бенефициаров и сообщать о расхождениях в информации в базе с той, что банк получил непосредственно от заявителя;
  • Страны ЕС должны создать национальные реестры публичных лиц, информация в которых должна консолидироваться на общеевропейском уровне;
  • Усиление контроля над операциями с контрагентами из стран «с высоким риском отмывания денег», вплоть до ограничений ведение бизнеса в таких государствах;
  • До 20 сентября 2020 года все члены Евросоюза должны создать реестры владельцев всех без исключения текущих и сберегательных счетов, а также банковских сейфов. В базе будут данные по физическим и юридическим лицам, доступ к ней получат подразделения финансовой разведки стран ЕС;

Значение для Украины и мира

Нормы AML-директив – это тренды современного мира налогов и их придется выполнять всем, кто хочет работать с Евросоюзом. Украина заключила с ЕС договор о Зоне свободной торговли и, как видим, предпринимает шаги в духе директивы AML: запущен реестр бенефициаров, банки переходят на риск-ориентированный подход к клиентам, снижен лимит операций, которые физические лица могут проводить без обязательной идентификации.

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях

Контролируемая иностранная компания или КИК (Controlled Foreign Corporation or Company, CFC) — таким термином называют зарубежную компанию, определенная доля которой принадлежит налоговым резиденту другой страны. Чтобы урегулировать вопрос владения иностранными компаниями собственными резидентами, многие юрисдикции принимают законодательство о контролируемых иностранных компаниях. На сегодняшний день закон о КИК – один из главных инструментов в борьбе с уклонениями от уплаты налогов с помощью оффшорных компаний.

Как это работает?

Само по себе владение иностранной компанией — не преступление. Однако, часто реальные бенефициары скрывают участие в таких компаниях и используют их для уменьшения налоговой базы в стране резидентности. Законодательства о КИК не запрещает учреждать и владеть компаниями за рубежом, но требует сообщать о них в налоговых декларациях и платить по ним налоги в стране резидентности контролируемого фирму лица.

Законодательство о КИК в Украине

В Украине пока отсутствует законодательство о контролируемых иностранных компаниях, но его принятие предусмотрено «переходными положениями» Закона «О валюте и валютных операциях», а также в законопроекте авторства Минфина и НБУ «Об имплементации плана BEPS».

Не надо бояться изменений

Цель изменений, которые привносят в жизнь описанные инициативы, часто воспринимаются не верно: бизнес расценивает их как стремление прекратить использование нерезидентов в международной торговле. Но на деле никто не запрещает пользоваться иностранными компаниями, даже оффшорными, главное требование – пользуйтесь честно, показывайте прибыль и платите с нее налоги. А где именно платить – в ХХI каждый может выбирать сам.

Комментрии(0)

Оставить комментарий