Написать нам

DAC6: что нового в директиве, взбудоражевшей деловой мир?

Главная / Новости / DAC6: что нового в директиве, взбудоражевшей деловой мир?
 
Елена Гарькавая, юрист компании ICG

Структуры для международного бизнеса должны быть гибкими, потому в них, как правило, есть компании из разных юрисдикций, с разным правовым регулированием и разными налоговыми ставками. Не редко компании из низконалоговых юрисдикций используются в бизнес-структурах для получения налоговых преимуществ: к примеру, такая фирма продает компании из высоконалоговой юрисдикции товары по цене выше обычной (по «трансфертной цене»). Таким образом, прибыль группы смещается от компании с высокими налогами, к компании с низкими.

Еще несколько лет назад такое положение дел было вполне обычным, и позиция налогоплательщика соответствовала законодательству. В принципе, соответствует она и теперь, но в наше время правительства разных стран (в частности Евросоюза) получили действенный инструмент, позволяющий признать подобные действия «агрессивным налоговым планированием» и применять санкции к практикующим подобное компаниям. Этим инструментом стала Директива ЕС2011/16/EU «Об административном сотрудничестве», сокращенно DAC.

История директивы

Актуальная версия директивы, получившая название DAC6, была принята 25 мая 2018 года. Это уже 6 редакция документа, принятого в 2011 году. За 7 лет документ 6 раз правился, это довольно много, учитывая, что европейское законодательство в целом довольно стабильное. Но за эти 7 лет мир бизнеса и налогов изменился до неузнаваемости: разработан план BEPS, заработал автоматический обмен информацией, страны массово меняют договора об избежании двойного налогообложения, повсеместно появляются реестры бенефициаров и многое другое. Частые изменения необходимы, чтобы директива оставалась актуальной и не противоречила другим документам. Причем, уже известно, что нынешняя директива будет заменена новой DAC7, предположительно с 31 января 2023 года, но о ней мы поговорим немного позже.

Для чего была принята DAC6?

Основные задачи DAC6 — улучшение прозрачности налогообложения в ЕС, борьба с агрессивным налоговым планированием, предоставление налоговым органам ЕС инструментов для реакции на налоговые злоупотребления и устранение налоговых пробелов в законодательстве.

А если говорить конкретнее — директива выделяет новых субъектов мониторинга, обязанных раскрывать налоговым органам ЕС информацию о трансграничных сделках (сделка между разными странами ЕС, либо сделки, в которых участвует страна ЕС и любая третья сторона).

Такими субъектами, согласно DAC6, являются «посредники» — то есть юристы, налоговые консультанты и советники, бухгалтера, банки, доверительные управляющие, страховые компании, управляющие активами и прочие поставщики финансовых услуг. Посредником может быть даже компания группы, готовящая трансграничное соглашение. На посредников, которые стали субъектами мониторинга, накладывается дополнительная нагрузка по выявлению признаков подотчетных сделок, с риском штрафных санкций.

В случае отсутствия посредников – сами налогоплательщики ЕС обязаны отчитываться о таких сделках.

Но отчитываться нужно не по всем сделкам, а только по тем, основной целью заключения которых было приобретение налоговых преимуществ. Для определение цели сделки проводится специальный тест (main benefit test). Признаки того, что сделка заключается преимущественно для получения налоговой выгоды, делятся на две категории:

  • Основные признаки: требование конфиденциальности информации об уплате налогов, стандартизированные сделки (без индивидуальных признаков). В таких договорах нет деталей сделок, а один из пунктов прямо указывает, что информация об уплате налогов компаниями должна быть конфиденциальной;
  • Специальные признаки: когда предметом сделки является приобретение убыточной компании, транзакция с требованием возврата денежного потока (займы), сделка со стороной из низконалоговой/оффшорной юрисдикции, сделка со стороной, которая не участвует в обмене информации, сделка с применением норм конвенций об избегании двойного налогообложения, сложные внутригрупповые сделки, сделки с передачей трудно оценимых активов и т.д.

Зона действия DAC6

Действие DAC6 не ограничивается границами Евросоюза. Информация может быть раскрыта и за пределы ЕС, в том числе в Украину, например, при спонтанном обмене информацией или при обмене информацией по запросу (что предусмотрено Страсбургской конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым делам, которую ратифицировала и Украина).

Срок, который отводится для предоставления отчетности — 30 дней с момента оказания услуг посредником, либо с даты, когда сделка готова к реализации.

Штрафы за невыполнение директивы

Штраф за невыполнение требований Директивы устанавливается местным законодательством. Например, на Кипре такой штраф может достигать 20 000 евро, а в Польше — до 4 миллионов 400 тысяч евро.

Что делать бизнесу?

Чтобы не попасть под штрафные санкции, владельцам структур нужно их проанализировать и выяснить, есть ли среди договоров, заключенных компанией с 25 мая 2018 года такие, которые содержат перечисленные выше признаки «налоговых» трансграничных сделок.

Также не лишним будет подготовить внутренние правила компании  для мониторинга соблюдения норм DAC6: процедуры для выявления подотчетных трансграничных сделок, определение круга лиц, ответственных за своевременную передачу информации.

Чем мы можем быть Вам полезны?

Специалисты компании ICG:

— проанализируют сделки, заключенные Вашей компанией, чтобы определить попадают ли они под признаки трансграничных соглашений в рамках Директивы DAC6 до того, как они попадут к аудиторам из подотчетных юрисдикций;

— подготовят внутренние правила и политики для выполнения требований DAC6 в отношении своевременной подачи отчетности;

— проконсультируют относительно правильного структурирования международного бизнеса с соблюдением акутального законодательства;

— помогут в определении потенциальных рисков для Вашей структуры.

Комментрии(0)

Оставить комментарий