Написать нам

Иванна Пилипюк: «В Украине BEPS заработает не ранее 2019 года»

Главная / Новости / Иванна Пилипюк: «В Украине BEPS заработает не ранее 2019 года»
 

В Киеве прошла конференция «Украина антиофшорная, видение государства и бизнеса», где отечественные предприниматели, представители Министерства финансов, Нацбанка и ДФСУ обсуждали инновации в борьбе за прозрачность международного бизнеса. Одним из самых дискуссионных вопросов стало внедрение в Украине знаменитого плана BEPS. Иванна Пилипюк, управляющий партнер компании International Consulting Group участвовала в этой конференции и знает, когда BEPS заработает в Украине, в каком виде он будет имплементирован у нас и как изменятся правила ведения бизнеса с его «приходом».

В то время, пока шла конференция «Украина антиофшорная…», в Минфине опубликовали «дорожную карту»имплементации положений плана BEPS. Согласно ей, у нас за полтора года воплотят в жизнь 4 из 15 пунктов инициативы ОЭСР. Как это повлияет на ведение бизнеса в Украине и кому нужно переживать из-за BEPSа?

Сейчас невозможно дать однозначные ответы на эти вопросы, потому как инициатива BEPS новая не только для Украины, но и для всего мира. Нет опыта, опираясь на который можно было бы делать выводы или прогнозы. Нужно ли бояться BEPSа? На конференции присутствовали представители от Министерства финансов и они уверяли, что опасаться нововведений не стоит, налоговая нагрузка из-за них на бизнес не возрастет, а честным налогоплательщикам бояться нечего. Многие эксперты, что выступали на мероприятии, подчеркивали: задача инициативы не в том, чтобы улучшить сбор налогов внутри страны и этим наполнить национальный бюджет, а в том, чтобы страны-участницы ОЭСР получили все причитающиеся налоги от деятельности их резидентов по всему миру.

Но наши представители бизнеса с этим не соглашаются, они воспринимают BEPS как дополнительное ограничение, инструмент давления, способ «выжать» больше налогов из предпринимателей. Я же считаю, что самое «пугающее» в BEPS – это его новизна и отсутствие примеров работы в мире. Но можно не сомневаться, что те 4 положения, которые Украина взялась имплементировать, будут реализованы. Я думаю, что до марта 2018 года будет принято окончательное решение, завершится подготовительная работа, а в полном объеме все заработает не ранее 2019 года.

Как Вы считаете, озвученный набор из 4 положений BEPS станет окончательным для Украины?

Украина выбрала «light version» BEPS по двум причинам: во-первых, у нас видят первоочередную необходимость именно в этих 4 шагах, во-вторых, повторюсь, в мировом масштабе нет опыта внедрения полного пакета мер из 15 шагов, и непонятно как все они будут работать. Потому спешить с имплементацией «полной версии» BEPS, возможно, и не стоит, пакет «минимум» в каком-то плане оправдан. Но есть все предпосылки к тому, что как только реализуют первую очередь из 4 положений, будут рассмотрены и внедрены остальные 11 шагов.

Есть мнение, его высказывали и в НБУ, что без участия в автоматическом обмене налоговой информацией большинство шагов BEPS не будут эффективными. Вы согласны с этим?

BEPS — это не закон, это план действий, принятый с целью поиска недоплаченных налогов и борьбы с размыванием налогооблагаемой базы. Чтобы его реализовать, необходимо принять ряд законов и нормативов. Именно в этом первоочередная задача любого правительства, которое решило присоединиться к плану. А что касается обмена информацией, то Украина, хоть и не участвует в AEOI, но УЖЕ обменивается налогово-значимой информацией. У нашего государства есть целый ряд подписанных соглашений о правовой помощи, десятки конвенций об избежании двойного налогообложения, которые предусматривают обмен данными между фискальными органами, хоть и не в автоматическом режиме. Более того, уже есть примеры, когда налоговые службы разных стран присылали в Украину, иногда даже без запроса с нашей стороны, информацию о банковских счетах физических лиц – резидентов Украины. Процесс обмена информацией уже идет, Украина в нем участвует и достаточно активно. Поэтому участие в АEOI, возможно, и не является для нас жизненно важным аспектом, без которого все усилия по внедрению положений плана BEPS будут напрасными. Но сейчас мы можем только предполагать, так как первый «сеанс» автоматического обмена информацией пройдет только этой осенью.

4. Если коротко, то к чему нужно готовиться украинским предпринимателям в связи с деофшоризационными тенденциями, которые добрались и до нас?

Бизнесу, и не только украинскому, нужно готовиться соответствовать новым правилам игры. Необходимо пересматривать свои подходы к владению активами, адаптировать торговые схемы, понимать слабые места своих решений, видеть пути их улучшения. Пора озаботиться вопросами подтверждения источников средств, без этого, к примеру, уже сейчас невозможно открыть счет в сколь-нибудь серьезном европейском или азиатском банке. Необходимо наполнять свои компании «сущностью» (substance), подтверждать, что они реально работают в юрисдикции. Такими подтверждениями могут быть сайт, офис, персонал и пр.

Если у предпринимателя есть иностранные компании – очень советую узнавать детали их работы: какие налоги нужно платить, какова их структура, кто несет ответственность за результаты деятельности и т.д. Необходимо уделять внимание зарубежным фирмам, чтобы не подпадать под штрафы или ответственность перед правоохранительными органами других стран.

Справка от ICG

План BEPS (Base Erosionand Profit Shifting) – пакет мер по противодействию размытия базы налогообложения и перемещения доходов. Состоит он из 15 пунктов (детальнее о каждом из них можно узнать по ссылке), из которых в Украине в ближайшее время будут реализованы 4:

5-е действие: противодействие вредным налоговым режимам. В дорожной карте сказано, что если некоторые украинские фискальные режимы после анализа будут подпадать под критерии «вредности» ОЭСР, они будут тут же ликвидированы;

6-е действие: борьба с нечестным использованием договоров об избежании двойного налогообложения. Предусмотрена «модернизация» существующих соглашений об ИДН, либо в порядке переговоров с каждой страной отдельно, возможно с использованием «многосторонних инструментов»;

13-е и 14-е действия – отчетность и документация по трансфертному ценообразованию. В первую очередь этими шагами усовершенствуют национальное законодательство о трансфертном ценообразовании, приведут его к международным стандартам, чтобы в будущем не возникло проблем с участием в программах обмена налоговой информацией.

Разобраться в последних веяниях в международном бизнесе вы можете на нашем семинаре «Деоффшоризация для бизнеса в эпоху BEPS, AEOI и CRS», который состоится 23 мая.  

Комментрии(0)

Оставить комментарий